Сегодня суббота, 24 июля 2021 г.
  • ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
  • АКТУАЛЬНО

Взаимодействие граждан и юридических лиц с должностными лицами Управления организовано по принципу "Единого окна" централизованный прием, регистрация, учет и выдача готовых документов; консультативно-методическая помощь.
"Единое окно" - тел. 201-92-91 Часы работы: понедельник - четверг с 8:00 - 17:00, пятница с 8:00 - 16:00
  • ВОПРОС-ОТВЕТ

1. Я бы хотел лично передать заявление в Ваше Управление и при этом лично дать пояснения к нему. Это возможно?

Да, Вы имеете право сделать устное заявление или передать письменное обращение, в том числе в целях принятия мер по восстановлению или защите Ваших нарушенных прав, свобод и законных интересов, во время личного приема у руководителя Управления или его заместителей.

Для реализации данного права Вам необходимо записаться на личный прием по телефону 201-93-01 и при посещении предъявить документ, удостоверяющий личность. График личного приема руководством Управления представлен на сайте в разделе «Информация Управления».

2. Я направил в Управление свое обращение и записался на личный прием, однако попасть на него не смогу в силу уважительной причины. Будет ли рассмотрено мое обращение?

Неявка гражданина, подавшего письменное обращение, на личный прием не препятствует его рассмотрению. Ваше обращение будет рассмотрено в установленный законодательством срок.


Вопросы, поступившие в ходе публичных обсуждений


1. По чьей вине в бюджетные организации (школы, сады, больницы и т.д.) попадают некачественные или фальсифицированные продукты? Проходят ли обсуждения на уровне субъекта, чтобы ключевым фактором при государственных закупках были всё-таки вопросы, связанные с безопасностью и качеством продукции? 

 

Ответ: Основная причина того, почему некачественная продукция (крупа) попадает в бюджетные организации – это, прежде всего, отсутствие или слабый водящий контроль качества крупы, приобретаемой госучреждениями.

К обязательным показателям при оценке круп относят цвет, запах и вкус. В крупах недопустимы вредители. Влажность разных круп должна быть в пределах 12-14%. Строго нормируют количество примесей, особенно вредных, испорченного и битого ядра, металлических примесей и нешелушенных зерен. От их содержания зависит соответствует продукт требованиям государственного нормирования, или нет.

В процессе хранения крупы происходят изменения органолептических показателей (ослабевание вкуса и аромата, изменение цвета); прогоркание и прокисание крупы, а также снижение пищевой ценности, поэтому при проведении мероприятий на предмет соблюдения законодательства в области качества и безопасности крупы закупаемой для государственных нужд всегда нужно обращать внимание на маркировку и дату изготовления крупы.

Проверки показывают, что в учреждениях нередко отсутствуют документы, подтверждающие качество и безопасность крупы (декларации о соответствии, протоколы испытаний). Наличие данных документов является неотъемлемой частью условий заключаемых контрактов на поставку крупы.

Но однозначно сказать, что некачественная крупа попадает в бюджетные организации  только по вине самих госучреждений нельзя, так как и изготовители, и поставщики ответственны за качество продукции.

 

Оборот продукции на территории Таможенного союза, в том числе ее поставка в бюджетные учреждения, должен осуществляться в соответствии с требованиями действующих нормативных документов Евразийского экономического союза всеми участниками товарооборота при поставках продукции в бюджетные учреждения производителями, поставщиками и ответственными лицами за прием продукции в учреждениях.

В целях контроля поставляемой продукции, исключения случаев поставки некачественной и небезопасной продукции необходимо обеспечить ее идентификацию со всеми поступающими документами, а также осуществлять не только документарный, но и лабораторный контроль продукции.

В случае выявления несоответствия продукции установленным требованиям принимать меры исключения ее из оборота и обеспечивать изолированное хранение до принятия решения о порядке дальнейшего использования, вплоть до уничтожения.

На уровне Министерства сельского хозяйства Красноярского края не раз проводились совещания о поставках продукции в учреждения фальсифицированной и некачественной продукции, где присутствовали представители поставщиков и учреждений. До участников совещаний Управлением Россельхознадзора был указан ряд проблем при государственных закупках.

 

 

2. Какие журналы (документы) обязательно должны вестись в хозяйстве при выращивании зерновых с последующей реализацией (без экспорта). В том числе в области фитосанитарного и земельного надзора? Какие нормативно-правовые акты регламентируют ведение документации?
 

Ответ: Ранее в российском законодательстве действовали Правила проведения карантинных фитосанитарных обследований, утвержденные приказом Минсельхоза России от 22.04.2009 № 160 (далее – Правила), устанавливавшие обязанность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей проводить систематические карантинные фитосанитарные обследования подкарантинных объектов. Также Правилами устанавливалась обязанность хозяйствующего субъекта назначать ответственного за проведение систематических обследований, иметь утвержденный владельцами подкарантинных объектов план проведения систематических обследований, а также ведения документов, оформленных при проведении систематических обследований. На сегодняшний день указанные Правила утратили силу. Как таковой, обязанности ведения журналов хозяйствующими субъектами, осуществляющими выращивание зерновых культур, на сегодняшний день фитосанитарным законодательством не установлено.

При этом, согласно п. 12 «Единых правил и норм обеспечения карантина растений на таможенной территории Евразийского экономического союза», утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 №, собственники (пользователи) подкарантинных объектов обязаны проводить обследование подкарантинных объектов на наличие карантинных объектов и в случае их выявления информировать об этом уполномоченный орган государства-члена, на территории которого находятся такие подкарантинные объекты. Следовательно, хозяйствующие субъекты, осуществляющие выращивание зерновых культур, независимо от того, предполагается выращенная зерновая продукция к реализации на экспорт или нет, обязаны иметь документы, подтверждающие соблюдение данного требования. Такими документами могут быть заключения карантинных экспертиз, протоколы исследований, протоколы испытаний и др.

Согласно требованиям действующего законодательства РФ в области семеноводства, документов (журналов) обязательных для ведения - нет.

Но, в соответствии с требованиями абз. 1 ст. 25 ФЗ №149 «О семеноводстве» от 17.12.1997, семена, предназначенные для посева, подлежат проверке на сортовые и посевные качества.

Поэтому, документы, подтверждающие сортовые и посевные качества, используемых для посева семян (акты апробации, протоколы испытаний, сертификаты соответствия) должны храниться на предприятии.

 

3. Производитель должен делать анализ зерна по ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна», в том числе по приложению 6 (действующие вещества пестицидов). Аккредитована ли лаборатория Россельхознадзора на весь перечень по приложению 6? И каким образом производитель должен отражать это в заявке? (Нужно ли указывать наименование используемого препарата или состав препарата) 

Ответ: Согласно п.3 ст. 4 ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна», определение остаточных количеств пестицидов, за исключением пестицидов, указанных в приложениях 2, 4 к данному техническому регламенту, проводится на основании информации об их применении, предоставляемой изготовителем (поставщиком) зерна при выпуске его в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза. Показатели их содержания в зерне не должны превышать предельно допустимых уровней, указанных в приложении 6 к указанному техническому регламенту.

В настоящее время лаборатория ФГБУ «Красноярский референтный центр Россельхознадзора» имеет аккредитацию и проводит исследования  по 93 действующим веществам применяемых пестицидов.

В заявке достаточно указать наименование применяемых пестицидов, или наименования действующих веществ, или приложить справку о применяемых пестицидах в сельхозпредприятии.

 

4. Если производитель зерна не хочет проводить мониторинговые мероприятия на Китай, может ли фирма-экспортёр выполнить эти мероприятия за свой счёт?

 

Ответ: Проведение мониторинга вредных организмов, имеющих карантинное значение для Китая, является одним из обязательных к исполнению требований, предусмотренных Протоколами между Россией и КНР. Мониторинговые мероприятия проводятся хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство, хранение и переработку зерна. Фирма-экспортер может выступать в качестве плательщика за проведение обязательных мероприятий, но результаты проведенных мероприятий должны быть оформлены на лиц, зарегистрированных в реестре производителей, переработчиков и зернохранилищ.

 

5. Заместитель руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Н. Власов на сайте Россельхознадзора опубликовал информацию: «Об указании результатов лабораторных исследований в эВСД: Первое. При перемещении (передаче) продукции по территории РФ и ЕАЭС «прикрепление» результатов лабораторных исследований требуется в обязательном порядке лишь в том случае, когда также исследования проводились». Вопрос: Если исследования проводились согласно ППК предприятия их нужно вносить в обязательном порядке? 

 

Ответ: В соответствии с пунктом 7 Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 № 589, одним из оснований оформления ветеринарных сопроводительных документов (ВСД) при производстве подконтрольных товаров на территории Российской Федерации, их перемещении по территории Российской Федерации и переходе права собственности на них на территории Российской Федерации являются лабораторные исследования.

Согласно пункта 2 Порядка назначения лабораторных исследований подконтрольных товаров (в том числе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции) в целях оформления ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 14.12.2015 № 634, назначение лабораторных исследований подконтрольных товаров осуществляется уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, в целях оформления ВСД на подконтрольные товары при обращении их собственника (владельца), или его уполномоченного представителя, в случаях обнаружения несоответствия требованиям, предъявляемым к подконтрольным товарам, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и актами, составляющими право Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Таким образом, при перемещении/передаче подконтрольного товара в пределах Российской Федерации и ЕАЭС требование проведения лабораторных исследований регламентируется законодательством Российской Федерации, ЕАЭС, а также может быть установлена в нормативном документе (НД), в соответствии с которым производится изготовление и контроль данного подконтрольного товара, утверждаемом его производителем или третьим лицом, не являющимся производителем, либо органом государственной власти, которое разработало данный НД.

В случаях, когда данное требование отсутствует как в законодательстве Российской Федерации и ЕАЭС, так и НД, не прикрепление результатов лабораторных исследований к ВСД не является нарушением, если, разумеется, такие исследования могут проводиться и в отсутствие такового требования.

Необходимо отметить, что любые исследования, имеющие целью подтверждение безопасности или соответствия установленным требованиям, проведено в отношении самого подконтрольного товара или сырья, из которого он изготавливается, то эти результаты должны отображаться в ВСД.

 




НАДЗОР В СФЕРЕ КАРАНТИНА РАСТЕНИЙ



1. Что я должен делать при выявлении признаков заражения карантинными объектами в принадлежащей мне подкарантинной продукции?

В связи с тем, что подкарантинная продукция является носителем карантинных объектов и будет способствовать их распространению, в отношении ее необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» собственник подкарантинной продукции, лицо, осуществляющее хранение подкарантинной продукции, ее перевозку, переработку или реализацию, в случае обнаружения признаков заражения и (или) засорения подкарантинной продукции карантинными объектами обязан разместить подкарантинную продукцию, зараженную и (или) засоренную карантинными объектами, изолированно от подкарантинной продукции, свободной от карантинных объектов. Незамедлительно уведомить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений. 

В отношении подкарантинной продукции, зараженной карантинными объектами, по выбору собственника Вам необходимо применить одну из следующих карантинных фитосанитарных мер: 

1) карантинное фитосанитарное обеззараживание; 

2) переработку подкарантинной продукции способами, обеспечивающими лишение карантинных объектов жизнеспособности, в том числе посредством производства из нее продукции, не относящейся к подкарантинной продукции; 

3) уничтожение подкарантинной продукции.

2. Как переоформить фитосанитарный сертификат, если груз находится в пути?

Подкарантинная продукция, на которую выдан фитосанитарный сертификат, должна пересечь государственную границу Российской Федерации при вывозе в государства - члены Европейского союза в течение 14 дней со дня выдачи фитосанитарного сертификата, при вывозе в другие страны - в течение 30 дней со дня выдачи фитосанитарного сертификата. 

В случае заявления экспортером подкарантинной продукции требования о переоформлении фитосанитарного сертификата в течение срока действия сертификата, фитосанитарный сертификат может быть переоформлен не более одного раза без проведения дополнительных исследований, при условии сохранения целостности партии. Фитосанитарный сертификат переоформляется и выдается территориальным Управлением Россельхознадзора, в регионе деятельности которого находится перевозимая подкарантинная продукция, в течение 1 рабочего дня.

Переоформление фитосанитарного сертификата допускается во время нахождения в пути партии подкарантинной продукции. Переоформленный фитосанитарный сертификат выдается в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации после проведения должностным лицом территориального Управления Россельхознадзора, на территории которого расположено место убытия, осмотра партии подкарантинной продукции на предмет сохранения целостности партии.

Заявление о необходимости переоформления фитосанитарного сертификата (с указанием номера сертификата, подлежащего переоформлению, вида и количества подкарантинной продукции в указанной партии и места ее назначения) может быть подано письменно, в электронной форме или любым доступным способом, в том числе во время нахождения партии подкарантинной продукции в пути.

3. Для получения фитосанитарного сертификата мне необходимо подать заявку. По какой форме и где можно ее посмотреть?

Форма заявки на выдачу фитосанитарного сертификата утверждена приказом Минсельхоза России от 13.07.2016 № 293 «Об утверждении порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата».

По вопросам выдачи фитосанитарных и карантинных сертификатов Вы можете обратиться в Управление Россельхознадзора по Красноярскому краю, в отдел надзора по карантину растений (г. Красноярск, ул. Юрия Гагарина, д. 48а, тел. (391) 226-69-04) или в межрайонные отделы Управления. 

 С порядком сертификации можно ознакомиться на сайте Управления.

4. Нужен ли карантинный сертификат на крупы при их ввозе на территорию Красноярского края из другого региона РФ?

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О карантине растений» - каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), вывозимая из карантинной фитосанитарной зоны, при перевозках по территории Российской Федерации сопровождается карантинными сертификатами.



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАДЗОР



1. Я в собственности имею земельные участки сельскохозяйственного назначения разрешенного вида использования для сельскохозяйственного производства. Какие могут быть последствия неиспользования земельного участка?

Неиспользование земельного участка даже в течении 1 полевого сезона (весенне-летний период) приводит к зарастанию его сорной растительностью, что является нарушением ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до пятидесяти тысяч рублей. 

Если земельный участок не используется более длительный период времени (от 3-х лет и более), то это является нарушением ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере от 0,3 % до 0,5 % кадастровой стоимости земельного участка. Кроме того, за данное правонарушение статьей 284 ГК РФ предусмотрено изъятие земельного участка у собственника.

2. Какие меры принимаются к нарушителям земельного законодательства на землях сельскохозяйственного назначения за неисполнение предписания органа?

В соответствии с ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

3. Возможно ли строительство индивидуального жилищного дома на земельном участке сельскохозяйственного назначения, предоставленного для сельскохозяйственного производства?

Согласно ст. 78 Земельного Кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыболовство).

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка «для сельскохозяйственного производства» не допускает его использование для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием.

Целевое назначение сельскохозяйственных земель по Земельному Кодексу сводится к их использованию только для нужд сельского хозяйства, в связи с чем на этих землях могут находиться только здания, сооружения, используемые для производства, хранения и первичной обработки сельскохозяйственной продукции, к которым жилые дома не относятся.

 

4. Я являюсь собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования для сельскохозяйственного производства, который мне достался по наследству в 2015 году. Обрабатывать и использовать земельный участок в сельскохозяйственных целях у меня нет возможности. В каких случаях участок сельскохозяйственного назначения может быть изъят у собственника? Как я могу отказаться от данного земельного участка?

Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, а также земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случаях, если:

1) земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде. Критерии существенного снижения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение размера причиненного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

2) в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права. 


5. В случае невозможности устранения нарушения земельного законодательства в срок, установленный предписанием, возможен ли перенос срока?

Согласно п. 121 Административного регламента исполнения федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в случае невозможности устранения нарушения в установленный срок лицо, которому выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства, не позднее указанного в предписании срока устранения нарушения вправе направить должностному лицу, выдавшему данное предписание, ходатайство о продлении указанного в предписании срока устранения нарушения земельного законодательства. К ходатайству необходимо приложить документы, подтверждающие принятие в установленный срок нарушителем мер, необходимых для устранения правонарушения. По результатам рассмотрения ходатайства должностным лицом в течение трех рабочих дней с момента его поступления сообщается о принятом решении. Решение об удовлетворении ходатайства и продлении срока исполнения предписания принимается  в случае, если нарушителем предъявлены объективные причины невозможности исполнения предписания в установленный срок и принимаются все зависящие от него меры, необходимые для устранения выявленного нарушения.


6. Может ли быть заменено административное наказание в виде штрафа предупреждением?

Административное наказание в виде штрафа может быть заменено на предупреждение в исключительных случаях в соответствии с ст. 4.1.1, ч. 2 ст.3.4 КоАП РФ.

Статья 4.1.1. Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением

1. Являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

Статья 3.4. Предупреждение

1. Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

2. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.


7.  Можно ли использовать навоз в качестве удобрения на сельскохозяйственных полях?


Навоз – один из важнейших видов органических удобрений. Оказывает комплексное воздействие на почву, пополняет запас подвижных форм питательных веществ в почве, улучшает круговорот макро- и микроэлементов в системе почва-растение. Значительная часть питательных элементов, использованных растениями из почвы и из внесенных минеральных удобрений, с кормами и подстилкой поступает на корм скоту, переходит в навоз, с которым возвращается в почву.


Вместе с тем, в случае неправильного применения, навоз является интенсивным загрязнителем почвы условно патогенной микрофлорой, яйцами гельминтов, имеющих длительные сроки выживаемости (от 20 до 475 дней).


Прежде чем свежий навоз превратится в удобрение он должен пройти микробиологическое обезвреживание.


Несоблюдение требований по охране окружающей среды при производстве, хранении и применении органических удобрений (навоз) может привести к загрязнению (порче) почвы.


Согласно части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.


8. Что такое проверочные листы и как они используются при проведении проверок? 


Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов) утверждена Приказом Россельхознадзора от 18.09.2017 №908 «Об утверждении формы проверочного листа», который вступил в силу 11.12.2017 года.

Данное нововведение разработано в рамках проводимой в Российской Федерации реформы контрольно-надзорной деятельности в целях повышения прозрачности контрольно-надзорной деятельности, исключения случаев предъявления к проверяемым субъектам необоснованных, избыточных и устаревших требований.

Должностные лица применяют проверочные листы при проведении плановых проверок соблюдения требований земельного законодательства в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Проведение плановых проверок  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без использования проверочных листов не допускается.

Проверочный лист – это элемент проверки, позволяющий оценить соблюдение поднадзорным объектом нормативных требований, включает в себя список контрольных вопросов, отражающих содержание обязательных требований, составляющих предмет проверки, реквизиты нормативных правовых актов, которыми установлены обязательные требования, а также графы для ответов на поставленные вопросы.

Такой опрос будет однозначно свидетельствовать, соблюдает поднадзорное лицо соответствующее требование, или нет.

Проверочный лист заполняется должностным лицом контролирующего органа, причем происходит это по итогам анализа всех собранных материалов. Заполненный проверочный лист прикладывается к акту проверки и рассматривается как одно из доказательств соблюдения или несоблюдения поднадзорным объектом нормативных требований. Копия проверочного листа, как приложение к акту проверки, вручается лицу, в отношении которого проводилась проверка.

Преимущество проверочных листов состоит в том, что лицо, включенное в план проверок, может использовать их для самоконтроля, самостоятельно оценивать соответствие своей деятельности требованиям нормативных актов, устранять имеющиеся нарушения и ликвидировать их последствия.

 

9. На какие земли распространяются полномочия Россельхознадзора при осуществлении государственного земельного надзора?


Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) осуществляет контроль и надзор за землями сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.

 

10. Каковы обязанности собственников земельных участков сельскохозяйственного назначения?


В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации,  собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

- сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

- своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

- своевременно производить платежи за землю;

- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

- выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.


11. Существуют ли ограничения перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию?

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Для использования земель сельскохозяйственного назначения в иных целях необходим перевод в другую категорию, соответствующую целям использования земельного участка. Порядок перевода земель из одной категории в другую установлен Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ).

При этом перевод сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:

1) с консервацией земель;

2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;

3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;

4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения объектов;

5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного или водного фонда, земель запаса;

6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;

7) с выполнением международных обязательств РФ, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;

8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;

9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона № 172-ФЗ не допускается перевод земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на 50 процентов и более превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса РФ.


12. Мне назначили административный штраф, но оплатить сразу сложно. Возможна ли рассрочка?


Статьей 32.2. КоАП РФ установлено, что  административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ. 

Вы имеете право обратиться к лицу, вынесшему постановление о привлечении к административной ответственности, с ходатайством  об  отсрочки на срок до 1 месяца или рассрочки платежа на срок до 3-х месяцев. С ходатайством  необходимо обратиться своевременно до истечения срока оплаты  штрафа.




НАДЗОР В СФЕРЕ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ЗЕРНА



1. Где можно получить заключение по качеству зерна и крупы?

Провести испытания и получить заключение по качеству зерна и крупы можно в аккредитованной лаборатории Россельхознадзора «Красноярский Референтный Центр Россельхознадзора» по адресу: 660013, г. Красноярск, ул. Богдана Хмельницкого, 1а.

2. Обязательная сертификация круп отменена в 2010 г. Нужно ли требовать от поставщиков сертификаты соответствия?

Действительно, в настоящее время обязательная сертификация крупы отменена и заменена на декларацию о соответствии. Если поставщик не предоставляет сертификат соответствия, он должен представить декларацию о соответствии, в которой производитель декларирует свою продукцию, удостоверяя соответствие качества и безопасности пищевых продуктов требованиям нормативных документов.

3. Я сам выращиваю пшеницу и ячмень. Какие документы мне необходимо оформить в случае реализации выращенного зерна?

В связи со вступлением в силу Технического регламента Таможенного Союза «О безопасности зерна» (ТР ТС 015/2011), утвержденного решением комиссии Таможенного Союза от 09.12.2011 № 874, зерно в обязательном порядке должно проходить процедуры оценки (подтверждения) соответствия. Основной документ, подтверждающий безопасность зерна, - декларация соответствия.

Каждая партия зерна при его выпуске в обращение должна сопровождаться товаросопроводительными документами, которые должны содержать сведения о принятой и зарегистрированной в установленном порядке декларации о соответствии поставляемой партии зерна требованиям ТР ТС 015/2011.


4. Можно ли на одну и ту же пшеницу сделать два анализа? Например, убрали 10 тыс. т - сделали анализ на 10 тыс. т продоволки и 10 тыс. т фуража,  а задекларируем по мере продажи 6 тыс. т продоволки и 4 тыс. т фуража (но анализы на партию 10 тыс. т)? 


В соответствии с требованиями ТР ТС 015/2011 "О безопасности зерна" под "партией зерна" понимается количество зерна одного наименования (вида), однородного по качеству, предназначенное к одновременной приёмке, отгрузке и (или) хранению.

Подтверждение соответствия принадлежности к пищевой или кормовой пшеницы, так как показатели безопасности и качества по требованиям технического регламента и ГОСТов различные, отбор образцов и проведение исследований от всей партии 10 000 тонн возможен, но при регистрации декларации возможен только один вариант или на кормовые или на пищевые цели всей партии пшеницы 10 000 тонн.


ПОГРАНИЧНЫЙ ВЕТЕРИНАРНЫЙ КОНТРОЛЬ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ РФ И ТРАНСПОРТЕ



1. Подскажите, пожалуйста, где можно получить сертификат специалиста в сфере обращения лекарственных средств для животных?

В красноярском крае обучение специалистов в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения с выдачей сертификата специалиста и удостоверения о краткосрочном повышении квалификации осуществляет Институт переподготовки кадров агропромышленного комплекса Красноярского государственного аграрного университета по адресу: 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, д. 70, офис 202, тел. (391) 244-56-51, 244-44-53. Кроме того, возможно дистанционное обучение через Интернет по следующим адресам: 1. ФГУ «Центр ветеринарии» Минсельхоза России: 109428, г. Москва, Рязанский проспект, 24, кор. 1, тел./факс (495) 617-19-21, 617-19-23. Полная информация об образовательной деятельности размещении на сайте www.fgu@vet-centr.ru 2. Государственное научное учреждение «Краснодарский научно-исследовательский ветеринарный институт» Российской академии сельскохозяйственных наук. Центр повышения квалификации ветеринарных специалистов: 3500004, г. Краснодар, ул. Первая линия, д.1, тел. (861) 221-60-84, программа и методические рекомендации размещены на сайте http://knivi.narod.ru.

2. Я занимаюсь реализацией навоза. Подскажите, какие мне необходимы ветеринарные документы для его реализации? 

Удобрения животного происхождения, к которым относится навоз, при перевозке и реализации должны сопровождаться ветеринарным свидетельством формы № 3 (при перевозке за пределы района (города)), или ветеринарной справкой формы № 4 (при перевозке в пределах района (города)). Данные документы подтверждают безопасность груза в ветеринарном отношении и эпизоотическое благополучие места выхода.

3. Что требуется для ввоза лекарственных средств на таможенной территории таможенного союза?

Согласно п. 3.13 Положения о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союзаввоз, перевозка и использование лекарственных средств и кормовых добавок на таможенной территории таможенного союза осуществляется при условии их регистрации уполномоченными органами Сторон.

Ввоз, перевозка лекарственных средств, а также кормовых добавок химического и микробиологического синтеза осуществляется без ветеринарного сертификата в сопровождении документа, подтверждающего их качество и безопасность, выдаваемого предприятием-изготовителем.

4. Можно ли ввезти кошку с пятью котятами (2-х недельного возраста) в г. Красноярск из г. Бишкек? Сколько ветеринарных свидетельств при этом нужно оформить? 

Самка млекопитающего (кошка с пометом котят) до окончания подсосного периода у детенышей – считается как одна голова. Поэтому Вам достаточно оформить ветеринарное свидетельство формы № 1 на кошку. При этом кошка должна быть обязательно вакцинирована против бешенства и панлейкопении.

5. Что такое автоматизированные системы «Меркурий», «Аргус», для чего они предназначены?

Автоматизированная система «Меркурий» предназначена для электронной сертификации поднадзорных госветнадзору грузов, отслеживания их транзакций и пути их перемещения по территории Таможенного Союза.

АРГУС - предназначена для автоматизации процесса рассмотрения заявок на ввоз, вывоз или транзит животных, продуктов и сырья животного происхождения, процесса выдачи разрешений или отказов, сокращения объема передаваемых в бумажной форме документов и, как следствие, сокращения временных и трудовых затрат, а также для получения обратной информации о фактически ввезенных грузах и их объеме. 


6. Скажите, пожалуйста где я могу ознакомиться с реестром лекарственных средств для животных? 

В соответствии с п. 17 Правил государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 01.04.05 № 48  информация содержащаяся в государственном реестре лекарственных средств для животных и кормовых добавок, является открытой для всеобщего ознакомления http://www.ukrsn.ru/article/farmakonadzor.

7. Каковы последствия осуществления фармацевтической деятельности без лицензии?

Осуществление фармацевтической деятельности без лицензии является административным правонарушением, за которое ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ установлена ответственность в виде штрафа:

- для граждан - от 2000 до 2500 руб.;

- для должностных лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей)- от 4000 до 5000 руб.

- для юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб.

Штраф налагается как с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья, так и без нее.

8. О порядке оформления ветеринарного свидетельства формы №1 на домашних собак и кошек

В связи с многочисленными вопросами о порядке оформления ветеринарного свидетельства формы №1 на домашних собак и кошек при их перемещении по территории Российской Федерации, Россельхознадзор в дополнение к указанию от 09.02.2010 №ФС-НВ-2/1116 разъясняет:

- в графе «По маршруту» допускается указание основных пунктов следования: пункт отправления - пункт назначения - пункт возвращения (в случае возврата животных по завершению выставок, зрелищных мероприятий и т.д.).

При этом переоформление нового ветеринарного свидетельства не требуется:

- заполнение графы «Животные перед отправкой карантинировались» не является обязательным.

Ветеринарные свидетельства формы №1 оформленные для экспорта указанных животных за рубеж должны содержать информацию о выполнении ветеринарных требований страны-импортера.


9. Проверяют ли сотрудники Россельхознадзора фактическое наличие хозяйствующего субъекта и площадки при регистрации в ФГИС "Меркурий"?

В соответствии с Ветеринарными правилами организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях, утвержденными Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 № 589 хозяйствующие субъекты  регистрируются путем направления заявки на предоставление доступа к ФГИС ВетИС, которая представляется в письменном виде на бланке организации за подписью руководителя (заместителя руководителя) оператору ФГИС ВетИС или в его территориальное управление или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью руководителя (заместителя руководителя) организации, направленного по электронной почте.

Таким образом, обязанность территориального управления Россельхознадзора осуществлять проверку достоверности внесенных хозяйствующим субъектом в заявку данных действующим законодательством не предусмотрена.

В дальнейшем при мониторинге оформления уполномоченными лицами электронных ветеринарных сопроводительных документов (эВСД) специалистами Управления учитывается не только соблюдение установленного законодательством порядка ветеринарной сертификации, но и фактическое наличие зарегистрированных на основании заявок площадок хозяйствующих субъектов.

В случае отсутствия зарегистрированных площадок в местах фактического осуществления деятельности хозяйствующих субъектов они признаются «фантомными» и исключаются из государственных информационных систем, а регистрация уполномоченных лиц аннулируется, что в дальнейшем не позволит на законных основаниях осуществлять оформление эВСД.

За нарушения правил ветеринарной сертификации подконтрольных государственному ветеринарному надзору товаров предусмотрена административная ответственность.



ВЕТЕРИНАРНЫЙ НАДЗОР



1. Каким образом индивидуальный предприниматель при поступлении продукции животного происхождения может проверить подлинность ветеринарного документа, выданного в электронной форме?

Проверить подлинность ветеринарного сопроводительного документа, выданного в электронной форме, можно двумя способами.

Первый, через официальный сайт Россельхознадзора (http://www.fsvps.ru), выбрать раздел «Ветис» => система «Меркурий» => Меркурий, проверка ВСД => вводим 32-хзначный код идентификатора, который находится в нижнем левом углу ветеринарного документа.

Второй. Проверку электронного ветеринарного документа можно  осуществить за считанные секунды по бар-коду, с помощью программы для считывания на мобильном устройстве.

2.   Распространяются ли требования технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» на продукцию птицеводства?

В соответствии с пп. «в» п. 4 технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013), принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 № 68, действие настоящего технического регламента не распространяется на следующую продукцию, а также связанные с ней требования к процессам, а именно мясо птицы и продукты его переработки, а также пищевую продукцию, в рецептуре которой мясо птицы и продукты его переработки по массе в совокупности превышают продукты убоя других продуктивных животных.

3. Я являюсь индивидуальным предпринимателем и поставщиком молочной продукции в детские учреждения, а также в торговые сети, в некоторых из них требуют предоставить ветеринарные сопроводительные документы на молоко в тетрапаке. Необходимо ли оформление подобных документов на такую продукцию?

Согласно Перечню подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденного приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 № 648, обязательное оформление ветеринарных сопроводительных документов на готовую молочную продукцию будет необходимо с 1 января 2018 года. На сегодняшний день оформление ветеринарных сопроводительных документов на готовую молочную продукцию проводится на добровольной основе.


4. Я индивидуальный предприниматель и осуществляю деятельность по производству полуфабрикатов из мяса говядины, свинины. На все сырье имеются ветеринарные сопроводительные документы. Необходимо ли получать декларацию при производстве полуфабрикатов или достаточно ветеринарных сопроводительных документов на сырье?

Согласно п. 1 ст. 21 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880, оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции проводится в формах:

1) подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции;

2) государственной регистрации специализированной пищевой продукции;

3) государственной регистрации пищевой продукции нового вида;

4) ветеринарно-санитарной экспертизы.

В соответствии с п. 3 ст. 21 вышеуказанного Технического регламента оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции непромышленного изготовления и пищевой продукции предприятий питания (общественного питания), предназначенной для реализации при оказании услуг, а также процессов реализации указанной пищевой продукции проводится в форме государственного надзора (контроля) за соблюдением требований к пищевой продукции, установленных настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

Таким образом, при производстве полуфабрикатов требуется подтверждение соответствия в форме декларирования.


5. Можно ли в начале года информировать предпринимателей о плановых мониторинговых исследованиях на текущий год?Либо размещать данную информацию на сайте Управления?


Действующим законодательством не предусмотрено информирование хозяйствующих субъектов и размещение плана государственного ветеринарного мониторинга продукции в сети "Интернет".


6. Выявились случаи поступления в детские сады и общеобразовательные учреждения костей после механической обвалки. Прошу принять меры.


При проверках бюджетных учреждений сотрудники Управления участвуют в качестве специалистов в проверках, проводимых районными и городскими прокуратурами края, в том числе осуществляется отбор проб продукции по показателям безопасности в рамках компетенции Управления. В случае выявления продукции, не соответствующей требованиям нормативных документов, принимаются меры согласно установленным требованиям.


7. Будут ли использоваться при проведении проверок в области ветеринарного надзора опросные листы? Многие вопросы этих листов ссылаются на нормативные документы, которые утратили силу.


 В соответствии с требованиями действующего законодательства использование опросных листов предусмотрено при проведении плановых проверок. В 2021 году плановые проверки Управлением проводиться не будут.

Также обращаем внимание, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2020 № 857 с 01.01.2021 года ряд нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивалось при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного ветеринарного надзора, признаются утратившими силу. 


СЕМЕННОЙ КОНТРОЛЬ



1. Скажите, пожалуйста, как максимально обезопасить себя от покупки некачественных семян?

Во-первых, весь посевной материал, в том числе семена, следует покупать только в специализированных магазинах, в которых соблюдаются условия хранения семенного материала.

Семена, продаваемые на улице, зачастую подвергаются воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, в результате которого часто теряются посевные качества.

Во-вторых, очень важно при покупке семян обращать внимание на упаковку, на которую должна быть нанесена такая обязательная информация, как:

1. Полное наименование, адрес и телефон семеноводческой фирмы-продавца семян.

2. Название культуры, полное наименование сорта или гибрида (F1), указанное в соответствии с Государственным реестром селекционных достижений, допущенных к использованию.

3. Номер партии.

4. Вес или количество (в граммах или штуках).

5. Срок реализации.

Сроки реализации семян установлены Порядком реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений, утвержденным приказом Минсельхоза России от 18.10.1999 № 707. Так, семена в бумажных одинарных пакетах должны быть реализованы до конца года, следующего за годом упаковки. Например, если семена упакованы в июне 2010 года, значит предельный срок реализации таких семян – декабрь 2011 года.

Для семян в двойной упаковке (зачастую используют фольгу, полиэтиленовую пленку) срок реализации на год дольше. Например, если семена упаковали в январе 2011 года, то дата реализации таких семян – не позднее декабря 2013 года.

В текущем сезоне крайний срок реализации семян в однослойных упаковках – декабрь 2012 года, в двойных – декабрь 2013 года.

6. Отметка о соответствии семян ГОСТу (для овощных культур ГОСТ Р52171-2003, для цветочных – ГОСТ 12260-81).

Необходимо знать, что реализуемые семена всегда должны сопровождаться документами, удостоверяющими сортовые и посевные качества. Для весовых семян предусмотрены сертификаты на сортовые и посевные качества, а для пакетированных семян – сводные свидетельства на семена, где указаны название культуры, сорт, номер партии, всхожесть, срок действия документа о качестве семян.

2. Подскажите, пожалуйста, как выглядит шнуровая книга семян! Если не трудно, то, пожалуйста, сбросьте бланк!

 
Шнуровая книга учета семян применяется в сельскохозяйственных предприятиях для учета наличия и движения семян, а также их качества. Книга учета семян обязательно должна быть пронумерована и прошнурована.

В шнуровую книгу учета семян записывают сведения по всем культурам, высеваемых в хозяйстве. В графах с 1-14 записи производятся после весеннего сева, в графах 15-18- после окончания уборки и обмолота урожая, в графах с 19-23 после передачи семян на хранение кладовщику, в графах 24-36 в период хранения семян, в графах 37-39 после того как семена были отпущены на посев.

Семена в шнуровой книге учитываются по их сортам, весу, по посевным (влажность, всхожесть, чистота, энергия прорастания, масса 1000 семян) и сортовым качествам.

Основными документами для записи данных о сортовых и посевных качествах семян являются «акт апробации», «сертификат на семена», «сертификат сортовой идентификации», «удостоверение о качестве семян». Сведения о поступлении и расходе семян, а также о полученном урожае должны быть сверенными с данными бухгалтерского учета.

Форма шнуровой книги учета семян на 2л. в 1 экз.


3. Какие документы необходимы при транспортировке семян сельскохозяйственных культур?

Партии семян при их транспортировке могут находиться в затаренном или в незатаренном состоянии (насыпью).

При транспортировке партий семян в затаренном состоянии их тара и упаковки должны иметь этикетки установленных форм.

При транспортировке партий семян в незатаренном состоянии (насыпью) требуется оформить на данные партии семян сопроводительные документы с указанием сведений о наименовании сорта растений каждой партии семян, происхождении и качестве семян.

Партии семян, обработанные химическими или биологическими препаратами, должны находиться в затаренном состоянии. Тара и упаковки этих партий семян должны иметь соответствующие надписи и сопроводительные документы, определяющие порядок обращения с такими семенами и содержащие сведения о возможных негативных воздействиях на здоровье человека и окружающую среду.


Последние новости    Все новости


Просмотр схемы проезда 660020, г.Красноярск,
ул.Юрия Гагарина, д.48 "А",
тел. (391) 201 92 91
E-mail: krsn@bk.ru
Пресс-секретарь:
тел. (391) 201 92 93
Яндекс.Метрика