- Охрана земель – задача общегосударственная
В настоящее время охрана земель рассматривается как общегосударственная задача, поскольку земельные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Кроме хозяйственных целей при использовании земель учитываются их экологическое состояние и необходимость его поддержания для благоприятного проживания людей.
Охране подлежат все категории земель как сельскохозяйственного, так и несельскохозяйственного использования. Но приоритета в этом плане заслуживают земли сельскохозяйственного назначения.
В целях усиления охраны сельскохозяйственных угодий издан Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
Закон предписывает, чтобы производство сельскохозяйственной продукции осуществлялось способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду, чтобы соблюдались стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
Работы по охране земель и почв обязаны проводить ее правообладатели: собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы - за свой счет. В случаях причинения вреда земле и почвам другими субъектами он возмещается за счет причинителей вреда.
Так, на основании судебного решения по иску Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю взыскано с администрации Богуславского сельсовета 400 000 рублей в счет возмещения ущерба, причиненного почвам земель сельскохозяйственного назначения в результате размещения несанкционированной свалки.
По аналогичному иску суд в отношении СПК «Колхоз Рассвет» также принял решение о взыскании ущерба в сумме 203 600 в бюджет МО Большемуртинский район Красноярского края.
Также, имеются случаи, когда на загрязненных опасными веществами земельных участках в целях недопущения причинения вреда здоровью людей не допускается выращивание сельскохозяйственных культур. Например, районным судом принято решение о запрете СПК «Солонцы» эксплуатировать земельные участки сельхозназначения, так как на указанных участках выявлено загрязнение бенз(а)приреном, водорастворимым фтором.
Довольно частым нарушением законодательства становится самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы на землях сельхозназначений. Так, самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы при строительстве ООО «Удача» повлекло взыскание ущерба окружающей среде в размере 10 592 000 рублей в бюджет Иланского района Красноярского края.
В ряде случаев при возможности восстановления плодородного слоя почв в натуре суды удовлетворяют иски о возмещении ущерба посредством возложения соответствующих обязанностей за счет собственных средств, принимая во внимание способность правонарушителя осуществить необходимые для этого мероприятия.
Возмещение вреда в натуре применительно к земле выражается в восстановлении прежнего состояния земельного участка, а именно в восстановлении благоприятного физического состояния его поверхности либо в восстановлении качества почвы.
Необходимо учесть, что во всех указанных случаях еще на стадии обнаружения нарушений при проведении проверок должностными лицами Управления выдаются предписания с указанием обязательных мероприятий для устранения нарушения, но не всегда такие требования исполняются должным образом и в назначенный срок, что еще более усугубляет положение нарушителей закона.
Предусматривается обширная система мер, обеспечивающая экологические конституционные права граждан, которые конкретизируются и развиваются в законодательстве Российской Федерации.
Собственникам земельных участков и лицам, не являющимся ими, необходимо понимать, что в результате антропогенного воздействия происходит деградация земель, которая может привести к значительным экономическим потерям, ущербу окружающей природной среде, созданию угрозы причинения вреда здоровью человека в результате появления (увеличения) химических веществ или уровня радиации, снижению качества сельскохозяйственной продукции и к другим тяжелым последствиям.
При этом стоит иметь ввиду, что земельный участок может быть изъят у собственника или лица, не являющегося им, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель, либо значительному ухудшению экологической обстановки.
Начальник отдела правового обеспечения Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю Е. А. Хапчук.